Основатель венчурного фонда Adventures Lab Руслан Тимофеев начал заниматься предпринимательским делом ещё с университетской скамьи. В 2012 году Рслан стал основателем партнёрской сети Everad. В 2019 он продал свою часть в ней и с головой погрузился в инвестиции. Предприниматель создал собственный венчурный фонд и начал вкладывать средства в развитие стартапов.
На сегодняшний день в активе Adventures Lab инвестиции в такие проекты, как Reface, EduDo, SALO и StreamHero. Недавно фонд профинансировал многообещающий стартап из США Narrative BI и украинский облачный мессенджер Pibox Music, позволяющий хранить и передавать медиафайлы, сохраняя высокое качество.
Впрочем, не 100% инвестиций Тимофеева были удачными. Первый опыт в инвестировании Руслан получил в 2014 году. Тогда инвестор разместил свой капитал в службу пассажирских перевозок, киевский аналог Uber. Стартап прогорел.
«Основатели воспринимали собственный проект как техническую игрушку. Они думали, что достаточным будет создать приложение, а всё остальное само заработает. На самом деле же это –операционный бизнес. Одного интерфейса недостаточно», — объяснил Руслан Тимофеев.
Руслан Тимофеев сделал ещё несколько не очень удачных инвестиций. Но вынес из них бесценный опыт, который помог ему обнаружить собственные ошибки и больше их не повторять.
Как рассказывает Тимофеев, в начале карьеры его главным врагом была собственная наивность. Он руководствовался эмоциями, в то время как инвестирование предполагает холодный расчёт и тщательный анализ. Первым делом, считает Тимофеев, нужно изучить теорию и опыт других инвесторов. Это поможет понять, какие критерии важны при выборе стартапа, а какие нет. Необходимо также уделить внимание изучению рынка, определению актуальности и пользы предлагаемого продукта, оценке способностей и профессионализма персонала.
Зачастую инвесторы первым делом при отборе стартапа анализируют сам проект и его основателей. Руслан Тимофеев поступает иначе. Сначала он оценивает внешние условия —рынок, на который хочет войти стартап и градус конкуренции в нём. Случается, что фаундеры питчат превосходную по всем параметрам идею, но стремятся при этом в перегретый рынок, в котором уже существует множество подобных проектов. Бывает и наоборот: пустой, застойный рынок, где целевая аудитория не заинтересована в предлагаемом продукте. Оба варианта почти гарантируют, что заработать или хотя бы выйти в ноль, в них будет невозможно.
Затем аналитики Adventures Lab определяют уровень опытности сооснователей и степень их заинтересованности в развитии проекта. Немаловажен также сетевой эффект. В него входят коммуникативные скиллы стартаперов, их нетворкинг с другими представителями бизнеса и со СМИ. Благодаря обширной сети контактов компания получает возможность опережать конкурентов, получая быстрее и больше полезной информации.
«Как бы ни странно это звучало, нужно иметь возможность при необходимости заменить фаундера, — объясняет Руслан Тимофеев. — иногда это может быть действительно необходимо и тогда главное, чтобы стартап при этом не пострадал».
Один-два из сотни предложений – такой процент стартапов сегодня финансирует Adventures Lab. И этот процент сравним с теми проектами, которые прошли все стадии экспертизы. Руслан Тимофеев объясняет: фонд отбирает не просто хорошие, а только лучшие проекты. Это приводит к тому, что часто приходится отказывать хорошим командам с перспективным идеями. Просто потому, что есть ещё более сильные.
Суммы инвестиций в такие проекты как правило солидные — от $500 тысяч. Это приводит к тому, что одновременно растут как риски, так и перспективная прибыль. Как пример Тимофеев приводит программу для замены лиц на фото и видео Reface. Идею в фонде считали рискованной, но в итоге доход от неё превысил все ожидания, что дало возможность в будущем профинансировать еще больше 30 стартапов с аналогичным чеком.
На глобальном IT-рынке сегодня в тренде искусственный интеллект, интернет вещей и мобильные приложения. Но в Adventures Lab не гонятся за мейнтсримом, утверждает Руслан Тимофеев. Фонд уделяет внимание нишам, в которых у его представителей есть достаточно экспертизы. Но это не означает, что инвесторы фонда совсем забывают о других, хоть и более банальных рынках. Всегда остаётся шанс, что появится фаундер, который сотворит абсолютно новый, полезный и необходимый продукт, который принесёт внушительную прибыль.